Согласно законодательству Российской Федерации определенные социальные категории граждан имеют право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
Порядок предоставления бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим на нее право, регламентирован Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (статья 20), от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (статья 8), от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 26), от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (статья 22), от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 10), «Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации» (статья 16), Законом Краснодарского края от 23.04.2013 № 2697-КЗ «О юридической помощи на территории Краснодарского края», другими федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
На территории края бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается государственным юридическим бюро Краснодарского края и адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи на территории края, гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи.
Таким образом, прежде чем обращаться за платной юридической помощью и консультативными услугам целесообразно установить наличие права их получение бесплатно и обратиться в уполномоченные организации за ее получением.
Платная юридическая помощь и консультативные услуги представляются гражданам различными хозяйствующими субъектами, предпринимателями и организациями и являются продуктом их интеллектуальной деятельности.
В числе данный лиц не все добросовестно относятся к потребителям услуг и предоставляют их согласно проводимым презентациям, рекламным материалами, а также оформленным договорным обязательствам, так как в отличие от других договоров оказания услуг в данного рода правоотношениях не всегда возможно четко определить конечный результат предоставления услуги.
При этом территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти, местного самоуправления и подведомственные им учреждения, а также государственные внебюджетные фонды и их территориальные подразделения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устой и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
Представляемые данными органами государственные и муниципальные услуги осуществляются на основании четко регламентированных правовых процедур при подаче по установленной определенной форме заявлений и перечня подтверждающих документов. Сведения о данных услугах, формы заявлений, перечни документов размещены на сайтах указанных государственных и муниципальных структур.
Пользуясь незнанием потребителей недобросовестные юристы и консультанты оформляют обращения от имени заказчика услуги и от имени каждого члена его семьи фактически в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и получая деньги за каждую копию обращения, составленного в декларативной форме из различных ссылок и цитат из законодательных норм, рассылают их в несколько адресов, включая органы и организации, которые фактически эти услуги не предоставляют. Например, по вопросам получения паспорта гражданина Российской Федерации, предоставления гражданства Российской Федерации, предоставления убежища, предоставления тех или иных мер социальной поддержки, тогда как в установленном законодательством порядке гражданин в компетентный орган не обращался, в удовлетворении его заявлений ему не отказывалось.
Чтобы исключить необоснованные траты на подобных юристов и консультантов, в первую очередь, необходимо изучить сайт Госуслуг, официальный сайт соответствующего органа власти, предоставляющего требуемую услугу, и действовать по определенным на этих сайтах схемам.
При принятии решения о получении юридической помощи или консультативной услуги за плату следует:
- проверить, зарегистрировано ли лицо, их предоставляющее в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- поинтересоваться наличием положительных, отрицательных отзывов о лице, предоставляющем услуги;
- установить фактическое местонахождение лица, предоставляющего услуги по его юридическому адресу;
- оформить договор, в котором максимально прописать вид получаемой услуги, порядок ее получения, формы и периодичность внесения платы (единоразово, по степени исполнения определенных этапов услуги, окончательный расчет), что является конечным результатом предоставления услуги (например, подготовка заявления в суд; подготовка и направление заявления в суд, подготовка, направление заявления в суд, уведомление заказчика о дате регистраций и присвоенном судом номере полученному судом заявлению и т.п.);
- сохранять все документы и переписку по вопросу предоставления услуги, в том числе собрать как можно больше информации, сделать скриншоты сайта организации, переписки с её сотрудниками, найти подтверждение платежа, реквизиты, по которым переведены деньги.
Рекомендуем насторожиться в случае, если исполнитель услуг:
- самостоятельно нашел вас (в форме звонков, в период беседы в очереди и т.п.) и настойчиво предлагает помощь;
- убеждает, что «быстро» или «в полном объеме с процентами» вернет деньги, вложенные в финансовые пирамиды, так как решение данного вопроса нередко зависит от исхода исхода уголовно правового преследования мошенников и разрешения судом гражданского дела;
- предлагает «увеличить пенсию», поскольку соответствующие расчеты с учетом представленных сведений о трудовой деятельности осуществляются органами Социального фонда России в автоматизированном режиме, т.е. с использованием специальных программных продуктов;
- обещает «подготовить обращения в государственные и правоохранительные органы», тем более если ранее в эти структуры вы не обращались, в удовлетворении ваших просьб и заявлений не отказано. Более того, жалобы о несогласии с действиями (бездействием) чиновников принимаются в произвольной форме, с минимальными требованиями к их содержанию. Так, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии;
- утверждает «добьемся 100% результата». Исход события, с целью наступления которого вы обратились за получением юридической помощи или консультативной услуги, зависит от множества факторов, все из которых невозможно учесть при первичном приеме и оформлении договора. Нередко даваемые обещания не основаны на законе;
- чтобы произвести впечатление позиционирует свою принадлежность к госструктурам, указывает на наличие определенных связей, присылает на электронную почту различные «постановления Правительства РФ» и «указания Банка России», «судебные решения», при внимательном изучении которых не усматривается тождественность ситуаций и т.п.; использует для введения в заблуждение в названиях фирм и сайтов термины, которые свойственны для государственных и муниципальных структур (например, комитет, департамент, координационный).
При первичном обращении с исполнителем услуги стоит четко установить является ли первая консультация бесплатной, в случае если договор на получение услуги по итогам ее получения заключен не будет. Так как нередко стоимость консультации бесплатна только при его заключении.
Отсутствие необходимой предусмотрительности влечет в последующем невозможность достижения цели, для которой получалась услуга, и нередко — вернуть деньги за неполучение фактического результата, а также фактического результата, а также в ряде случаев – несение повторных (дополнительных) расходов на судебные споры.
Как обезопасить себя от мошеннических действий:
- пройдите предварительные консультации в двух-трёх организациях, в том числе попросите ознакомить вас с нормативными положениями, с учетом которых исполнитель утверждает о наличии у вас права;
- внимательно изучите договор, который собираетесь подписать, просите разъяснить каждый непонятный пункт. Проследите, чтобы в документе была указана не только общая стоимость договора, но и перечислены цены каждой услуги;
- проследите, чтобы копия вашего договора была подписана исполнителем услуги;
- не подписывайте акты приемки-передачи оказанных услуг, если компания ещё не выполнила свои обязательства перед вами;
- всегда требуйте документы, подтверждающие факт оплаты.