Что такое ВДГО?
В каждой квартире, частном доме есть газовая плита, отопительный котел или водонагревательная колонка. Все это — внутридомовое газовое оборудование (ВДГО). К удобствам и доступности «голубого топлива» все мы настолько привыкли, что порой забываем о том, что газ — источник повышенной опасности. И относиться к несу необходимо с особым вниманием. Многие наверняка помнят, как раньше газовики регулярно совершали обходы домой, и проверяли газовое оборудование — проводили его техническое обслуживание. С потребителей за эту услугу денег не брали, поскольку ее стоимость была уже включена в тариф на пользование газом. Но с 1 января 2006 года в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам, стоимость технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО) из оплаты из газ была исключена, так что с этого момента техобслуживание ВДГО стало осуществляться только по договорам жильцами и, соответственно, за отдельную плату. Многие восприняли нововведение как дополнительную плату и отказались заключать договоры на обслуживание ВДГО. Без договоров профилактические осмотры газовых плит и котлов практически прекратились. Результаты не заставили себя ждать — участились случаи аварий, взрывов бытового газа.
Кто несет ответственность за состояние газового оборудования?
В 2008 году Правительство РФ приняло Постановление № 549, которым были утверждены Правила поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан. С этого момента ответственность за надлежащее техническое состояние ВДГО, а, следовательно, й безопасность его использования была окончательно закреплена за абонентом (собственником, нанимателем). Пункт 21 Правил поставки газа обязал население «своевременно заключать договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно — диспетчерском обеспечении со специализированной организацией». Таким образом, техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение было возложено на организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу. То есть, необходимость проведения технического обслуживания газового оборудования и заключения договоров — это не новшество, а требование законодательства и норм безопасности.
Определим зону ответственности. За содержание газоиспользующего оборудования (плиты, колонки) в квартире, либо в частном доме несет ответственность собственник жилья. А за газовое оборудование, входящее в общее имущество многоквартирных домой, согласно Жилищному кодексу, отвечают товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие компании (УК) или сами собственники жилья при непосредственном управлении домом.
К общему имуществу жильцов относятся: фасадный газопровод с отключающим устройством, внутриподъездный газопровод, включая стояки и часть газопровода в квартире до отключающего устройства непосредственно на газовое оборудование потребителя. Таким образом, ТСЖ и УК обязаны своевременно заключать договоры со специализированной организацией на техобслуживание и ремонт общего внутридомового газового оборудования. А каждый собственник жилого помещения должен заключить договор на техническое обслуживание своего внутридомового газового оборудования.
Чем грозит отказ от проведения технического обслуживания и заключение договоров на ТО ВДГО?
Если у абонента нет договора на техобслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, то поставщик газа (в республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Ингушетия — это компания «Газпром Межрегионгаз Пятигорск») вправе не заключать договор на поставку газа потребителю либо приостановить исполнение своих обязательств по ранее заключенному договору (Постановление Правительства РФ № 549). Поставщик в данном случае руководствуется не только требованиями законодательства, но и правилами обеспечения безопасности пользователей природного газа. Поставка газа на неисправное оборудование недопустима. Даже при условии полной и своевременной оплаты потребленного газа.
Какие услуги входят в стоимость технического обслуживания?
В типовом договоре на ТО ВДГО в пункте «Предмет договора» содержится перечень работ по техническому обслуживанию. Так, в техобслуживание наружных газопроводов входит:
- обход и осмотр трассы наружного газопровода;
- проверка состояния окраски и крепления газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий;
- проверка герметичности соединений газопроводов и арматуры приборным способом и мыльной эмульсией.
В перечень работ по техобслуживанию внутридомового газового оборудования и газопровода входит:
- визуальная проверка соответствия установки газоиспользующего оборудования и прокладки газопроводов в помещении нормативным требованиям;
- проверка герметичности соединений газопроводов, газового оборудования и арматуры приборным способом и мыльной эмульсией;
- проверка работоспособности и смазка кранов (задвижек), установленных на газопроводах, перенабивка сальников уплотнений (при необходимости);
- проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб газоиспользующего оборудования дымовым каналом, наличие притока воздуха для горения и т.д.
Работы, не вошедшие в этот перечень, выполняются в соответствии с заявкой и относятся к ремонтным. При возникновении неисправностей оборудования, требующих замены или ремонта элементов оборудования, стоимость ремонта и запасных частей оплачивает абонент.
В случае обнаружения утечки газа устранение производится бесплатно.
Как заключить договор на техобслуживание?
Процедура заключения договора не сложна.
Первый этап. Собственник жилья приходит на инструктаж по правилам безопасного пользования газом и получает абонентскую книжку (если ее нет) в газораспределительной организации по месту жительства. Хотя этот документ должен быть у каждого собственника жилого помещения. В этой книжке фиксируется все газовое оборудование, установленное в квартире (доме), делаются отметки о прохождении инструктажей, о ремонтных работах, произведенных слесарями, и т.д.
Второй этап. В архиве необходимо сверить соответствие установленного оборудования зарегистрированному в газораспределительной организации. У некоторых потребителей возникают проблемы именно в этом этапе. Дело в том, что многие пользователи газа самовольно меняют газовые плиты, колонки (что категорически запрещено), при этом не ставят в известность газораспределительную организацию, не вносят изменения в проект своего жилья. В итоге, не переоформив, не вносят изменения в проект своего жилья. В итоге, не переоформив своевременно газовое оборудование, они сталкиваются с несоответствием и дополнительной волокитой.
Третий этап. Непосредственно само заключение договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение в договорном отделе газораспределительной организации. Договор заключается с собственником (нанимателем) жилого дома. Для заключения договора при себе необходимо иметь паспорт и правоустанавливающий документ на жилое помещение.